Цель программы: повышение и совершенствование психологической компетентности в научно-исследовательской деятельности.
1. Введение. Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Основы научных знаний. Понятие науки. Научное познание. Научная идея, гипотеза. Научное исследование. Этапы исследования.
2. Структура проектной, исследовательской деятельности. Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности.
• Информационный поиск.
• Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
• Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
• Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
• Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
• Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
• Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
• Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
• Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно- исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
• Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
• Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
• Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.
• Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.
• Оборудование: памятка.
4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности.
• Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.
• Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
• Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
• Виды деятельности учащихся: групповая работа.
• Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
• Оборудование: компьютеры.
5. Литературный поиск и международные базы данных. Что такое научная литература? Почему нам нужно пользоваться научной литературой? Где необходимо искать научную литературу? Полезные советы. Различные базы данных — PubMed, ResearchGate, Mendeley, Academia.edu, ORCID, Google Академия (Scholar), elibrary.ru, CYBERLENINKA, Российская государственная библиотека. Индексы научного цитирования: Индекс Хирша, Scopus, РИНЦ .
6. Структура научной статьи, особенности оформления информации. Основные требования к написанию научной статьи. Особенности написания научной стать. Критерии написания научной статьи по содержанию. Критерии написания научной статьи по форме изложения по форме изложения . План работы над статьей. Структурные элементы научной статьи. Рекомендации по изложению материала статьи. Общие требования к оформлению научной статьи. Примеры оформления библиографического описания. Главные ошибки при написании научной статьи.
7. Методы обработки результатов исследования. Основные методы: организационный, сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Методы обработки данных: количественные и качественные. Интерпретационные методы: генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.
8. Международные конференции и стажировки. Что такое международная конференция и стажировка. Плюсы и минусы международных стажировок. Как найти международные стажировки. Типы стажировок. Конференции.ru — информационная поддержка научных мероприятий (научные конференции, форумы, выставки, семинары, публикации в журналах, конкурсы, сборники научных трудов, коллективные монографии, симпозиумы, конгрессы и др.)
Количество часов: 36 академических часов
Формат проведения обучения: очный с применением дистанционных технологий
Тимофеева Марта
координатор проекта